Станица Наурская, расположенная на левом берегу реки Терек в Терско-Кумской низменности, является домом для песен искусства терских казаков в Чеченской Республике. В 1968 году фольклорная экспедиция Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского смогла запечатлеть удивительные песни, исполняемые местными жителями, которые являются настоящими знатоками казачьей традиции. Иван Яковлевич Цимлянский, Иван Никитович Петров, Дмитрий Константинович Третьяков и Иван Васильевич Цимлянский стали главными источниками этих ценных записей.
Особенностью мужского квартета Наурской стала его уникальность в репертуаре и высоком уровне исполнительского мастерства. Непревзойденные протяжные песни являются сердцем местной традиции. Особенно поражает слаженность и взаимодействие певцов в мужском квартете, гармоничное переплетение мелодических линий и искусное владение темповыми нюансами. Эти качества подтверждают особый статус коллектива. Такие ансамбли нередко называют “виртуозными” или “замкнутыми”, поскольку не каждый певец может иметь честь исполнять вместе с такими мастерами, которые идеально владеют канонами местного певческого стиля.
Сами местные жители разделяют терских казаков на две группы: “православных” (представители русской традиции в станице Червленой и вдоль пути к Каспию) и “ботяков” (представители украинской традиции в станице Наурской и ее окрестностях). Эта разновидность казачьей культуры добавляет разнообразие и особый колорит в песенное искусство Наурской станицы.
аурское многоголосие отличается своими особенностями и уникальным звучанием. В нем выделяются три голосовые партии, где верхний голос играет ведущую роль, солируя в теноровой манере. Остальные голоса поддерживают его, создавая многоголосную фактуру с гомофонно-гармоническим звучанием. В наурском пении практически не встречается сольное исполнение, а все песни запеваются коллективно. Это отличает его от русского вокального фольклора, где преобладают сольные и унисонные исполнения.
Наурское пение имеет сходства с грузинским многоголосием, возможно, связанные с историей заселения станицы. Терские протяжные песни отличаются специфическим соотношением между напевом и текстом, выраженным в словообрывах, повторах и восклицаниях. Длительность строфы составляет примерно одну-полторы минуты, а темп соответствует сердечной пульсации.
В наурских песнях присутствуют характерные приемы, такие как подчеркнутое вибрато у всех голосов, изменения громкости и темпа, а также специфический диапазон звукоряда. Все это придает песням наурских казаков особый характер и ассоциируется с многоголосным пением северо-кавказских народов.
Несмотря на то, что наурское пение уже невозможно услышать в аутентичном исполнении, оно продолжает жить благодаря интересу многих фольклорных коллективов, которые включают эти песни в свой репертуар. Таким образом, наурские песни находят вторую жизнь и популяризируются среди любителей народного песенного искусства.
Характеное наурское пение особенно ярко проявляется в таких композициях, как “Не кукушечка во сыром бору скуковалась”, “Уж вы горы мои Кавказские”, “Не из тучушки ветерочки дуют”, “Гой ты Днепр широкий”, “Снежки белые пушистые”, “Выхожу один я на дорогу”, “Куда летишь, кукушечка”, “Полно вам снежочки на талой земле лежать”, “Все кумушки пьют”, “Из ворот в ворота”, и “Мравалжамиер”.
Эти песни представляют разные жанры и стили, от рекрутской протяжной песни до застольной грузинской песни в наурском распеве. Они отражают разнообразие музыкальных традиций и культурных связей наурских казаков с украинским, русским, и грузинским народным творчеством.
Хотя оригинальные записи наурских песен уже не доступны в живом аутентичном исполнении, многие городские фольклорные коллективы, такие как “Братина”, “Камышинка”, “Петров вал” и ансамбль музыкального колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных, проявляют интерес к этим песням и включают их в свой репертуар. Это способствует их сохранению и популяризации среди любителей народного песенного искусства.
Чтобы привлечь внимание к этому уникальному культурному наследию и позволить ему расцвести, необходимо провести широкую просветительскую работу и популяризировать певческое искусство терских казаков станицы Наурской. Важно организовать концерты, фестивали и выставки, на которых певцы и музыканты смогут продемонстрировать свое искусство широкой аудитории. Также следует активно использовать современные средства коммуникации, такие как социальные сети и интернет-платформы, для распространения записей и информации о традициях и достижениях терской казачьей культуры.
Важно поддерживать и развивать образовательные программы, включающие изучение песен и истории терских казаков. Это поможет сохранить и передать поколениям знания и уважение к этому ценному культурному наследию. Важным аспектом является также сотрудничество с другими культурными организациями и институциями, чтобы создать условия для обмена опытом, организации совместных проектов и привлечения большего внимания общества к певческому искусству терских казаков.
Таким образом, через сочетание традиционных и современных подходов к просвещению и популяризации, певческое искусство терских казаков станицы Наурской сможет найти свое заслуженное признание и оставить яркий след в культурной палитре Чеченской Республики и всей страны.